НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

03 октября, 2017 | Андрей Шикин

Меры общественной безопасности и антитеррористической защищенности объектов городской инфраструктуры в Стамбуле (1020)
терроризмантитеррористическая защитаЕвропаРоссияТурцияИзраильугрозыметроаэропортгостиницысупермаркетыохранники

Этот год стал одним из самых «урожайных» на террористические акты во всем мире и прежде всего в благополучной Европе. Интенсивность реализации этих угроз возрастает с каждым месяцем. Правительства стран, органы, отвечающие за внутреннюю безопасность, и администрации крупных городов предпринимают различные защитные меры. К сожалению, на практике многие из этих мер оказываются формальными и неэффективными, что влечет за собой очередные многочисленные жертвы среди граждан и гостей крупных европейских городов. Жесткую позицию в этом вопросе занимает, пожалуй, только одно государство в мире - Израиль, который со времени своего новообразования находиться в перманентном состоянии объявленной и необъявленной войны. Для Израиля, это в прямом смысле вопрос выживания. Все остальные государства, так или иначе, изучают опыт Израиля, но практически никто не реализует агрессивно-демонстративные израильские методы борьбы с террором буквально.

Мне довольно часто приходиться бывать в различных городах мира, по работе или отдыхая. Как специалиста в области охраны и безопасности меня всегда интересует, как работают коллеги в разных странах и я стараюсь не оставлять без внимания как решаются вопросы обеспечения безопасности в разных местах. В сентябре меня пригласили в Стамбул для проведения семинаров по организации личной охраны, и свободное от занятий время я посвятил ознакомлению с этим древним и интересным городом и повседневной жизнью его обитателей.

Конечно, я не оставил без внимания меры общественной безопасности (антитеррористической защищенности), применяемые в этом городе, и которые заметно отличаются от тех мер, которые мне приходилось наблюдать в столицах и крупнейших городах Европы, и в России.

Не стоит рассматривать мою статью, как углубленное исследование на эту тему. У меня не было много времени и возможностей для этого, поэтому мои заметки, это не более, чем попутный взгляд на обеспечение проблем безопасности в отношении того, что лежит на поверхности и доступно для восприятия любому жителю или гостю города.

Угрозы массового террора не обошли стороной Турцию. Большинство громких терактов турецкая сторона, так или иначе, связывает с деятельностью Курдской рабочей партии. Но очевидно, что политические разногласия, которые привели к попытке недавнего государственного переворота и последующие за ним репрессии в отношении его участников, также как участие Турции в сирийском военном конфликте добавили свою лепту в возрастании террористических угроз.

Если очень кратко и приоритетно обобщить все меры защитного характера, которые должны реализовывать в своей деятельности все органы охраны и безопасности (не зависимо от их специализации), то следует выделить три главные задачи.

- Обнаружить намерения и деятельность противника, до момента их реализации.

- Отпугнуть противника до принятия окончательного решения о нападении трудностью или невозможностью успешной реализации своих намерений. Своевременным разоблачением и неизбежностью последующей кары. Возможным решением становиться задача, перенацеливания исполнителей на другую, более доступную жертву.

- Отразить непосредственное нападение. Крайне сложно решить эту задачу эффективно, если не реализованы первые две приоритетные задачи.

Задача обнаружения намерений противника, это, прежде всего, правильно организованная оперативная деятельность спецслужб и всех правоохранительных органов. Также это активизация бдительности обычных граждан (обывателей и гостей города). Очевидно, что улучшение эффективности работы российских спецслужб в этом направлении позволило предотвратить немалое количество готовящихся покушений до момента их реализации.

Задачи отражения (быстрого реагирования на попытку реализации угрозы) зачастую возлагают на военизированные полицейские и армейские патрули и стационарные посты в местах массового скопления людей, которые так притягивают террористов. Также само их наличие, должно решать и задачу отпугивания потенциальных исполнителей. Однако многочисленные армейские патрули на улицах Парижа (и многих европейских городов) не защитили практически ни в одном случае террористических атак. Мало того, военные и военизированные полицейские патрули, слишком демонстративно осуществляющие свои функции, нередко сами притягивают подобные атаки и становятся их жертвами.


(Фото патрулей в Париже. Лето 2015 года. Наличие этих патрулей не спасло от целого шквала террористических атак, которые вскоре обрушились на Францию).

Задача грамотно отпугнуть потенциального противника, является весьма важной, но при этом и очень сложной. Реализация задач отпугивания террористов не должна запугивать собственных граждан, мешать вести им обычную полноценную жизнь. Не должна отпугивать многочисленных туристов, доход от которых является весьма существенным для многих крупных городов.

Собственно некоторые меры реализации этой задачи и будут рассмотрены на примере Стамбула.

Прибытие и убытие большинства путешественников, начинается с аэропорта. Аэропорт имени Ататюрка в Стамбуле это крупный и современный центр авиаперевозок в Турции.

Здесь в соответствии с рекомендациями ИКАО ( Международной организацией гражданской авиации) помимо основных пунктов досмотра перед проходом в стерильную зону аэропорта, действуют обязательные посты предварительного досмотра при входе в терминалы аэропорта. Эта мера дополнительной защиты реализуется далеко не во всех крупнейших аэропортах мира. В России предварительными постами досмотра давно никого не удивишь, их у нас ввели одними из первых, как меру упреждающего выявления угроз на первые серьезные теракты в отношении объектов гражданской авиации в постсоветский период. Сейчас аналогичные досмотровые посты оборудованы на многих объектах транспортной инфраструктуры (железнодорожные вокзалы, морские и речные порты и т.д.). Делается это в рамках единых требований транспортной безопасности. Однако на практике на объектах, где существует дублируемая система досмотровых постов (а это прежде всего аэропорты), нередко встречается заметно отличающиеся по требовательности действия операторов на постах предварительного контроля и на контроле при проходе в стерильную зону. На предварительных постах зачастую из-за нехватки и перегруженности персонала САБ (служб авиационной безопасности) присутствует меньшее количество сотрудников в смене, меньшая требовательность, внимательность и принципиальность при досмотре. Не всегда, но в ряде случаев это происходит. Этому способствует и недостаточная проработанность нормативных актов предписывающих регламент работы постов предварительного досмотра.

В аэропорту имени Ататюрка я не заметил, какой либо разницы в подходах к процедурам проверки на постах досмотра предварительных и основных. Стационарные металлодетекторы настроены на режим высокой чувствительности, чтобы исключить возможность несанкционированного проноса при себе даже очень мелких масс металла ( микроэлементы управления и питания цепи взрывного устройства, суммарный или разнесенный вес которых, может составлять от нескольких до нескольких десятков грамм металла). Несмотря, на то, что я добросовестно выкладывал на каждом посту все, что могло содержать металл, сигнал все равно срабатывал на то малое количество металла, которое содержалось в фурнитуре моей одежды и обуви (маленькие металлические пуговицы и окантовка шнурков на обуви). Оба раза меня подвергали достаточно тщательной процедуре наружного (контактного) досмотра. На одном из постов заставили снять и проверили через интроскоп ( стационарный рентгенодосмотровый аппарат) мою обувь. Хотя это были легкие летние кеды и подобную обувь, в отличие от более тяжелых и закрытых образцов в большинстве аэропортов не требуют снимать и предъявлять для досмотра. Оснащение предварительных и основных постов досмотра техническими средствами и количеством сотрудников в сменах практически не отличалось друг от друга. Пожалуй, единственным отличием, было наличие кабинок-сканеров для персональной проверки пассажиров на основных постах досмотра. При этом, использовали их в отношении не всех пассажиров, а выборочно, только как дополнительную меру для более тщательной проверки в отношении тех пассажиров, у кого повторно срабатывал сигнал. Либо имелись какие-нибудь дополнительные признаки возможно субъективного характера, вследствие которых оператор направлял того или иного пассажира на дополнительную проверку через сканер. 

В тоже время меня несколько неприятно удивила недостаточная обученность операторов интроскопов. Я взял с собой в дорогу литровую пластиковую бутылку с водой, намереваясь выбросить ее как обычно перед постом контроля. И честно признаюсь, в общей предполетной суматохе я просто забыл выложить ее на постах досмотра. Она лежала у меня в обычном небольшом рюкзаке, в котором вещей было совсем немного. Не заметить ее на мониторе интроскопа было просто невозможно, однако бутылка благополучно прошла оба поста досмотра, и я случайно обнаружил ее уже на борту воздушного судна, когда полез в рюкзак. Справедливости ради необходимо отметить, что в настоящее время запрет на провоз жидкости в ручной клади начали постепенно отменять. В частности, в ряде аэропортов России уже нет этого жесткого запрета. Однако в большинстве стран Евросоюза по-прежнему действует ограничение на провоз жидкости в ручном багаже емкостью более 100 мл.

Второй достаточно серьезный промах в отношении стандартных процедур авиационной безопасности при досмотре, не были выявлены электронные приборы (планшет, фотоаппарат, смартфон, и россыпь батареек) в моем маленьком и незагруженном рюкзаке, которые находились в активированном состоянии (т.е. с подключенными элементами питания). Хотя стандартное предупреждение вытащить из ручной клади все компьютеры и планшеты озвучивалось, но никто не вернул багаж и не потребовал проверить электронные девайсы. Хочу заметить, что российские операторы даже в небольших региональных аэропортах, зачастую более принципиальны в этом вопросе. Меня часто просят включить мой смартфон (стандартная процедура, рекомендуемая ИКАО в отношении электронной аппаратуры), даже когда я просто выкладываю его у стойки металлодетектора. Думаю здесь проблема не в халатности и расслабленности сотрудников, которая присутствует во многих аэропортах мира (особенно это всегда заметно было в Египте, иногда это встречается в отдельных сменах наших аэропортов). Сотрудники САБ стамбульского аэропорта были достаточно деловиты и мотивированны при исполнении своих обязанностей. Подобные промахи операторов, это скорее всего признак недостаточной индивидуальной профессиональной обученности.

Главное отличие от большинства крупных городов и столиц, в которых мне довелось побывать, это то, что система тотального контроля и досмотра существует практически не только на всех без исключениях основных объектах транспортной инфраструктуры (аэропорты, железнодорожные вокзалы, станции метро и т.д.), но и практически на всех объектах массового скопления людей (крупные магазины, рынки, гостиницы и т.п). Причем сделано это так, что хотя это и бросается в глаза, не привычным к подобным мерам гостям Стамбула, но на практике не особо мешает повседневной жизнедеятельности города, его жителям и туристам.

Если сравнивать московское и стамбульское метро, у нас также на каждой станции стоят арки металлодетекторов, которые либо отключены, либо на их сигналы просто никто не реагирует. Помимо металлодетекторов посты контроля оборудованы интроскопами, однако используют их сотрудники службы безопасности метрополитена выборочно и крайне редко. Что делает эффективность превентивной защиты таких постов крайне низкой, а по сути формальной. Конечно, ради объективности необходимо упомянуть, что я не видел в стамбульском метро такого столпотворения, как в аналогичное время в московском метро (как впрочем, и в каком либо метро других стран мира, может быть только в Пекине, я встречал нечто похожее). В тоже время ради той же объективности необходимо отметить, что в Стамбуле количество арок металлодетекторов и постов охраны в этой зоне, в целом соответствует пропускным возможностям каждой станции.


Еще один, на первый взгляд малозначимый, но как мне кажется достаточно важный момент. В советское время проблемой нашего метро было практически полное отсутствие мусорных контейнеров в метро. Людей приучали к высокой культуре посещения самого красивого метро в мире, да и уборщицы работали безупречно. Когда на смену «пятакам» и жетонам, пришли бумажные и пластиковые карты, и проблема мусора выросла в разы, мусорные контейнеры начали устанавливать, но только лишь у турникетов. Внутри станции метро небольшой мусор (например, пустую пластиковую бутылку) практически некуда выкинуть. В Стамбуле на остановках метро стоят маленькие и аккуратные мусорные контейнеры, в которых хорошо видно содержимое и которые достаточно часто опорожняют, вследствие их малой вместительности. И пассажирам хорошо, и использовать такой контейнер в качестве взрывной закладки неудобно.

Конечно, все объекты городской инфраструктуры заполнены видеообъективами. Но этим сейчас никого не удивишь, это повсеместная реальность всех крупных городов мира.

Практически во всех крупных гостиницах и супермаркетах помимо оснащения постов охраны стационарными и ручными металлодетекторами на точках входа установлены интроскопы. Т.е. посещение объектов массового скопления людей, по своим процедурам контроля схоже с процедурами безопасности в аэропортах. Однако здесь все же необходимо сделать некоторые замечания. Конечно же, сотрудники частных охранных компаний, которые осуществляют процедуры проверок, гораздо менее принципиальны в жесткости контроля, особенно в супермаркетах, где большой поток посетителей. Нередко этому способствует желание администрации торговых заведений, ни в коем случае не создавать каких бы то ни было проблем покупателям. Но здесь присутствует хотя бы достаточное количество постов контроля, сотрудников охраны и операторов аппаратуры досмотра. В гостиницах, как правило, один сотрудник охраны, работающий у арки металлодетектора и одновременно контролирующий монитор интроскопа. Редко, когда я замечал второго сотрудника, который бы контролировал вещи, проходящие через интроскоп, или хотя бы просто подстраховывающего действия одиночного охранника. Конечно это обычный формальный подход, и стоимость установки всей этой недешевой аппаратуры в этом случае себя не окупает.

На участках заезда и стоянках автотранспорта рядом с некоторыми крупными объектами, частные охранники также оснащены портативными средствами осмотра автотранспорта.

Таким образом, широко задействуя ведомственную и частную охрану в комплексе общей антитеррористической защищенности объектов города, решается, в том числе важная задача «отпугивания» потенциальных исполнителей. Однако сопутствующая ей задача «обнаружения» решается все же далеко не полным образом. Указанная категория сотрудников на постах досмотра работает, мягко говоря, не очень эффективно. В большинстве случаев даже простые уловки с целью обмана технических средств досмотра и использование психологических приемов обмана сотрудников охраны, к которым нередко прибегают искушенные преступники, скорее всего не будут выявлены. И это опять же заметно, что чаще всего это не халатность или ленивость сотрудников охраны. В большинстве случае они искренне стараются добросовестно выполнять свои обязанности. Очевидно, что в Турции люди в основной своей массе дорожат своей работой и возможностью стабильного, пусть даже не очень высокого заработка. Проблема здесь в элементарной необученности, что не позволяет реализовать возможности достаточно совершенной и дорогостоящей современной досмотровой техники. Если даже в категории операторов досмотровых систем авиационной безопасности (которых везде готовят более тщательно, по сравнению с прочими гражданскими службами охраны стационарных объектов) заметны очевидные пробелы, то все прочие категории ведомственной и частной охраны обучены весьма посредственно. Все те разделы которым мне ( и многим моим коллегам) приходиться обучать с целю выявления и воспрепятствованию уловкам и обману на постах охраны, здесь явно либо не проходили, либо они просто не реализуются на практике. Аналогичные проблемы, к сожалению, присутствуют и у нас. Возрастание требований транспортной безопасности, приводит к массовости сотрудников вовлеченных в эту сферу деятельности. При этом подготовкой операторов и сотрудников безопасности, несущих службу на постах нередко занимаются те, кто не имеет соответствующего опыта и квалификации. Специалистов в области авиационной безопасности с многолетним опытом не хватает на резко возросшие потребности транспортной безопасности. В тоже время они не всегда хорошо ориентируются в специфике новых для них объектов, отличных от привычной авиационной инфраструктуры.

Пожалуй, единственная категория из объектов массового скопления людей, которые в Стамбуле не оборудованы досмотровыми системами, это многочисленные мечети (и прочие храмы). К сожалению, это распространенная проблема во всем мире. Служители всех религий считают, что все что происходит, случается по воле Бога, поэтому практически нигде не применяются сколько-нибудь эффективные системы контроля. Старая народная мудрость «на Бога надейся, а сам не плошай», именно в этом случае не работает. Всевышний дал возможность человеку защищать себя всеми возможными способами, игнорирование этой, казалось бы, очевидной истины приводит к самым печальным последствиям. Покушение на Папу Иоанна-Павла II, массовые теракты в различных храмах, множественные смертельные давки людей в местах паломничества, все это примеры элементарных упущений в организации безопасности подобных мест. Мне не раз приходилось работать по вопросам обеспечения безопасности на религиозных объектах и обсуждать эти вопросы с главами этих объектов, и я знаю, как сложно бывает им найти приемлемый компромисс между вопросами Веры и обеспечением безопасности прихожан и священнослужителей.

Реализация террористических атак всегда имела свои тенденции, можно даже сказать «моды».

Террористы всегда ищут новые способы реализации своих намерений. Для этого нередко используют последние технологические или военные разработки. Но на практике большинство нового оказывается забытым, или несколько доработанным старым. Главное, чтобы было «дешево и сердито». Сколько в классификации террористических атак на занятиях с руководителями служб безопасности и охраны, я приводил примеры покушений с использованием транспортных средств в качестве тарана или брандера, в том числе из глубокой истории. Наконец дождались, сейчас это повседневная и самая часто используемая тактика террористов. И каждый раз к ней оказываются не готовы, в самых разных городах мира. Кажется невозможным защитить все пешеходные тротуары и прочие открытые места массового скопления людей примыкающие к дорожному полотну. Сейчас во многих мегаполисах начали устанавливать уродливые бетонные барьеры, где-то стараются подойти к этому вопросу более продуманно, чтобы найти необходимый компромисс между безопасностью и эстетикой городской инфраструктуры. Так вместо ежей и барьеров высаживают зеленые насаждения, которыми маскируют препятствия или продумывают их расположение так, что они сами являются естественными барьерами на пути автотранспорта. Где-то ставят дополнительные скульптуры и украшения, которые также служат барьерами. Я обратил внимание, что большинство пешеходных тротуаров в Стамбуле ограждено обычными защитными столбиками.

Заметно, что в большинстве мест их установили достаточно давно, задолго до новоявленной террористической тенденции наезжать на пешеходов автомобилями. И понятно почему. В Турции, как и во многих восточных странах, понятия о соблюдении правил дорожного движения весьма условны. Если на сигнал светофора или регулировщика водитель быть может как-то среагирует, то в местах нерегулируемых пешеходных переходов (на пешеходных «зебрах») водители их просто игнорируют. Повсеместно можно наблюдать ситуацию, когда водитель на высокой скорости вылетает из за закрытого поворота на пешеходный переход и при этом увлеченно рассматривает свой мобильный телефон, а не дорожную обстановку. Когда и где это возможно, водители не гнушаются объезжать препятствия всеми доступными способами, в том числе заезжая на тротуар. Вот очевидно, почему так часты здесь ограждения вдоль пешеходных тротуаров. Заметно, что некоторые из этих столбиков сбиты или погнуты. Однако мне бросилось в глаза, что сейчас в тех местах, где по каким-то причинам раньше считали нецелесообразным выставлять подобное ограждение, интенсивно крепят новые столбики. Причем они чаще всего более массивные и при этом более декоративны.


Мне кажется это явно не обычная предосторожность от случайного наезда автомобиля на пешехода, а продолжение продуманной политики антитеррористической защиты объектов города. Они расположены друг от друга примерно на расстоянии 1,5 м и перекрывают практически все участки пешего прохода людей и участки заезда транспорта на объекты.

Конечно, большегрузный транспорт такими столбиками эффективно остановить сложно, но в центральной части городов, где массово ходят люди и в основном допускается движение легковых автомобилей, либо легких фургонов. Подобная машина если и сумеет преодолеть эти заграждения, будет вынуждена неизбежно значительно снизить скорость и получит значительные повреждения, что затруднит возможность террористу совершить массовые наезды на людей. Как уже отмечалось ранее в качестве факторов отпугивания и отражения во многих странах начали применять усиленное военизированное патрулирование полицейскими и военными нарядами. В Стамбуле также есть усиление военизированными постами (офицеры полиции и военные в защитных жилетах и с автоматическим оружием, при поддержке легкобронированной автотехники) мест массового скопления людей – центральные скверы и парки, рынки, исторические объекты и т.д.

Однако при этом их присутствие не очень бросается в глаза и не служит каким-то слишком раздражающим и настораживающим фактором.

Нередко объектами атак террористов служат отделения полиции и воинские части. В том числе, среди прочих целей это способ доказать несостоятельность силовых структур защитить себя (не говоря уже о защите граждан), а также захватить вооружение. В Стамбуле отделения полиции, те которые я наблюдал в ходе своих прогулок по городу, защищены достаточно продуманно. По внутреннему периметру (так чтобы особо не бросалось в глаза с улицы) посты часовых автоматчиков. Внешнее ограждение периметра объекта, как правило, двойное. Зачастую это серьезное бетонное ограждение препятствующее тарану тяжелым автомобилем и обстрелу объекта совмещенное с более легким ограждением из сетки рабица. Либо двойное разнесенное решетчатое ограждение, внешнее из которых играет роль противокумулятивного экрана при обстреле гранатометом. По периметру и на точках входа на объект установлены либо стационарные, либо переносные защитные укрытия (огневые точки) для стрелков.


На объекте, либо вблизи него чаще всего дежурит экипаж легкобронированного автомобиля.

Итак, общее впечатление и некоторые выводы от увиденного. Турецкие власти достаточно серьезно анализируют примеры террористических угроз не только у себя в стране, но и основные мировые тенденции и опыт принятия защитных мер. В качестве положительной тенденции можно отметить принятие конкретных мер по защите объектов инфраструктуры, своих граждан и гостей страны. Это явно не формальный подход «закрывания глаз» на серьезность проблемы, которая очевидно заметна во многих странах мира, особенно в Европе. Все это делается, я бы сказал, насколько это возможно при перечисленных мерах максимально «тактично», чтобы не создавать излишних проблем обычным людям. То есть на этом этапе турки сумели найти приемлемый компромисс между требованиями необходимых мер безопасности и комфортностью повседневной жизни крупнейшего мегаполиса и туристического центра. В комплекс общественной (антитеррористической )безопасности широко вовлечены помимо государственных силовых и правоохранительных органов, огромное количество частных и ведомственных охранных структур. Очевидно, что это происходит в результате определенной и принципиальной политики государства в отношении собственников различных объектов о необходимости обеспечивать на своих объектах действенные меры антитеррористической защищенности и не экономить на безопасности граждан. В качестве серьезного недостатка я бы выделил, указанную ранее недостаточную профессиональную обученность всей этой огромной армии сотрудников, вовлеченных в такой серьезный комплекс. Возможно, это вопрос времени, но террористы всегда работают на упреждение и бьют именно туда, где есть серьезные упущения.

Вопросы и замечания по данной статье Вы можете задать, связавшись с автором.

Шикин Андрей Святославович, Руководитель направления Центра Специальной Подготовки РГУФКСМиТ. Москва

Тел: +7-916-520-88-53

E-mail: shikin.andrei@mail.ru center-sp@mail.ru

www.center-sp.ru    


Комментарии

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Читайте также

 
Безопасность личности
12 августа, 2017 | Андрей ШИКИН
Безопасность личности | Дистанции контроля угрозы. Оокончание Дистанции контроля угрозы. Оокончание (16385)

Превентивной защите способствует создание комплексной системы безопасности: охрана объектов постоянного пребывания защищаемых лиц, предварительный досмотр мест посещений и маршрутов передвижений, пресечение каналов утечки информации по планам п ...

 
 
Управление предприятием
15 апреля, 2014 | Андрей ШИКИН
Управление предприятием | Полицейская проверка. Начало Полицейская проверка. Начало (4921)

Нередко преступники используют в отношении сотрудников частных охранных подразделений личину правоохранительных органов. На маршрутах это чаще всего связано с различными вариантами проверок на дороге. Используется, прежде всего, подчиненное пол ...

 
 
Безопасность личности
21 февраля, 2014 | Андрей ШИКИН
Безопасность личности | «Не позволь запереть себя в ловушку» «Не позволь запереть себя в ловушку» (4868)

Одним из важнейших факторов обеспечения безопасности охраняемого лица при сопровождении на автотранспорте является следующее - «Всегда держи дистанцию до впередиидущего транспорта». Высокая интенсивность движения и загруженность гор ...

 

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Прямая трансляция
https://www.youtube.com/watch?time_continue=1529&v=DRJLduZ5PAQ
12 декабря 2017 в Москве прошел брифинг Международного Комитета цифровой экономики по презентации ун ...
В столице открылся центр по защите прав предпринимателей
16 ноября 2017 года в 11 часов в Московс ...
В столице открылся центр по защите прав предпринимателей
16 ноября 2017 года в 11 часов в Московс ...
В столице открылся центр по защите прав предпринимателей
16 ноября 2017 года в 11 часов в Московс ...
Поздравляем офицеров Росгвардии с присвоением специальных званий высшего начальствующего состава и в ...
Предпринимателям стало еще проще и оперативнее обращаться в Правовой центр: чтобы задать свой вопрос ...
Друзья. 9 декабря прошел турнир по боксу для начинающих и любителей в боксерском клубе Николая Валуе ...
Международный Мотоклуб "PATRIOTS" MCC оправдывая свое название, не крича на улицах о любви к родине, ...
НСОПБ продолжает работу по созданию Межгосударственного технического комитета 001 "Производственные ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100