НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

29 апреля, 2014 | Сергей КАШУРНИКОВ

Проверки предприятия: как подготовиться (7080)
Проверка предприятияответственностьакт

Риски обнаружения реальных или мнимых нарушений при проверках, проводимых государственными и ведомственными контролирующими органами, представляют для бизнеса даже большую угрозу, чем атаки криминала. Ведь последствием могут стать не только штрафы и предписания по исправлению нарушений, но и приостановка деятельности на 90 дней, а также полное закрытие предприятия. Но эти риски вполне поддаются управлению. Если проверку грамотно выстроить, можно значительно минимизировать ущерб.

Жертва без информации

Начав анализировать факторы, приводящие к возникновению проблем с проверяющими органами, мы обнаружили, что ключевым из них в большинстве случаев является так называемый человеческий фактор. В расхожем представлении проверяющий как бы нападает, а проверяемый держит оборону. На самом деле каждый из них просто делает свою работу. От того, станут они врагами с первой минуты или между ними состоится конструктивный диалог, зависит направлении, в котором пойдет проверка. Например, при доброжелательных деловых отношениях проверяющий без всякой коррупции и нарушений норм может позволить представить требуемый документ чуть позже, если его в данный момент нет в наличии. В ситуации же конфронтации проверяющий может внести сведения об отсутствии запрошенного документа в акт проверки, что будет грозить санкциями.

У представителя проверяемой организации есть несколько вариантов поведения. К сожалению, самый распространенный – виктимный. Проверяемый занимает позицию жертвы: суетится, пытается угодить, дает проверяющему возможность почувствовать себя более значимым, от растерянности не может подтвердить соответствие предприятия установленным требованиям, случайно выдает лишнюю информацию. Нередко проверяемые, основываясь на распространенном мнении о продажности чиновников, пытаются неумело коррумпировать проверяющих, спрашивая намеками, сколько дать.

Оба варианта поведения при проверках не подходят нашей компании. Мы не злоупотребляли этим в далекие 1990-е, тем более считаем неприемлемым использовать любые сомнительные и «серые» операции сегодня, ведем бизнес набело.

Мы задумались, как помочь нашим сотрудникам избавиться от виктимной психологии, выражающейся в ощущении себя заведомо виноватым. На использовании этого чувства, кстати, основывается успех мошенников, устраивающих липовые проверки и выманивающих путем запугивания деньги у представителей бизнеса.

Виктимность подпитывается отсутствием информации. Из-за незнания собственных прав и прав проверяющих, отсутствия навыка и алгоритма действий при проверке наши сотрудники были растерянны и допускали ошибки. Ведь провизор и фармацевт не могут, да и не должны знать все законы, требования, строительные СНИПы, санитарные и противопожарные нормы и стандарты. Когда им задавали вопросы из этих областей, сотрудники опасались ответить неправильно, чувствовали себя виноватыми и боялись проверяющих, которые казались им опытными, уверенными в себе, компетентными (на поверку эти качества нередко оказываются мнимыми).

Мы определили, что для эффективной защиты своих прав руководитель торгового предприятия должен:

■ знать законодательство, права и обязанности проверяющих и юридических лиц, процедуры проведения проверок и составления протокола об административном правонарушении, порядок взыскания штрафов и наказаний;

■ уметь противостоять незаконным действиям проверяющих на основании закона и установленных государством правил и норм;

■ отстаивать свои интересы и при необходимости оспаривать результаты проверки в судебном порядке;

■ соблюдать рекомендуемые нами правила поведения при проверках.

Мы решили исправить ситуацию и стали обучать сотрудников этим знаниям и навыкам в рамках «Школы директоров аптек». Школа представляет собой месячные курсы, которые проходят, сменяя друг друга, группы из директоров аптек, фармацевтов и провизоров. Во все программы обучения был включен раздел, посвященный безопасности, в том числе взаимодействию с проверяющими.

Обучение начало давать свои результаты. Но в аптеках, как и во всем ритейле, высокая текучесть кадров. В Москве она подчас превышает 60-70%, в регионах – 30-40%. Мы обнаружили, что при такой текучести не можем обучить безопасности полностью весь персонал, и решили снабдить сотрудников всеми необходимыми знаниями на рабочем месте.

Проверьте проверяющего

В первую очередь были разработаны инструкции, направленные на проверку полномочий проверяющих. Например, мы рекомендуем сотрудникам вежливо попросить проверяющего представиться и предъявить служебное удостоверение, обязательно записать название, адрес контролирующего органа и контактные телефоны, убедиться по телефонам, что пришедший действительно направлен для проведения проверки и именно в эту организацию, изучить предъявленное постановление, распоряжение или приказ о проведении проверки. Последние должны содержать:

■ наименование органа государственного контроля;

■ номер и дату;

■ наименование юридического лица (ФИО ИП), в отношении которого проводится проверка, и его адрес;

■ ФИО должностного лица, уполномоченного на проведение проверки;

■ правовые основания проведения проверки;

■ цели, задачи, предмет проверки;

■ сроки проведения и перечень мероприятий по контролю;

■ перечень административных регламентов проведения мероприятия по контролю;

■ перечень документов для представления проверяющему;

■ дату начала и окончания проверки.

Мероприятие по контролю может проводиться только лицом, указанным в распоряжении (приказе). Если сотрудник убедился, что визитер не обладает полномочиями проводить проверку, мы рекомендуем выдворять самозванцев предельно корректно.

Продолжительность проверки не должна превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок ее проведения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Для отработки этих навыков стараемся проводить тренинги в условиях, приближенных к реальным. Учим смотреть не на цвет предъявляемой «корочки», а на содержащуюся в ней информацию, использовать архитектурные особенности помещения для пассивного противодействия проверяющим, отхода через запасной выход руководителей предприятия и сотрудников, эвакуации компрометирующих документов, а также документировать действия сотрудников контролирующих органов с помощью средств видеонаблюдения и аудиоконтроля.

Следите за руками... и языком

Предлагаем коллегам на местах привлекать для участия в проверке сотрудников юридической службы и квалифицированных адвокатов. Их задача – выявлять и фиксировать противоправные действия проверяющих. Если сотрудник контролирующего органа совершает процессуальную ошибку, рекомендуем не указывать ему на это. Проверяющий может устранить ошибку и лишить нас возможности опротестовать в суде результаты проверки. Ошибки проверяющих следует фиксировать лишь в момент составления и подписания протокола об административном правонарушении.

Настоятельно советуем не отказывать сотрудникам контролирующих органов в предоставлении документов и обеспечении доступа в контролируемые помещения, иначе они воспримут это как покушение на их законные полномочия. Если необходимые документы отсутствуют, надо привести уважительную причину и пообещать в ближайшее время доставить их, при этом попросить проверяющего оформить официальный письменный запрос, ссылаясь на то, что опасаетесь ошибиться в подборе документов.

Очень важно не представлять лишние, не относящиеся к предмету проверки документы и отвечать только на поставленный вопрос, причем коротко и по сути. Любая лишняя информация может стать поводом для дальнейших объяснений.

Вооруженные папки

Чтобы помочь коллегам из аптек сориентироваться в полномочиях потенциальных проверяющих, мы сформировали перечень контролирующих и проверяющих органов, которые имеют право инспектировать наши аптеки. Последняя редакция перечня включила 52 государственных и ведомственных органа. Для каждого из них было решено сформировать папку с документами, которые они имеют право затребовать.

Оказалось, что папка для инспектора МЧС должна включать 11 документов, для прокуратуры – 24, ДЭБ МВД – 18. В каждую из папок мы вложили разъяснения для сотрудников, в какой срок и на каком основании эти документы представляются. Руководители аптек самостоятельно подбирали заверенные копии документов, относящиеся к их торговым точкам, что позволяло им лучше ориентироваться в документации и готовиться к любым проверкам.

Если проверяющий просит у них документ, которого нет в перечне его организации, для руководителя аптеки это сигнал, что он, возможно, превышает пределы своих полномочий. Но и в этом случае мы не рекомендуем работникам аптек спорить с проверяющими. Наоборот, отвечать надо вежливо, что по закону мы вам обязаны представить только вот эти документы, но и то, что вы просите, обязательно представим по письменному запросу. Ответом на этот запрос, если он последует, займутся уже юристы компании.

Эффективность подобной подготовки была подтверждена практикой. Но практика выявила и недостатки: большое количество папок в полностью укомплектованном виде занимали целый книжный шкаф. Хранить их в небольшом помещении аптек, в основном занятом торговым залом, практически невозможно: кабинет директора по нашим нормам занимает 2-4 кв. м, склад – немногим более, и загромождать их папками с документами нерационально.

Тогда мы решили сделать одну папку со всеми документами для всех проверяющих органов, тем более что большинство из них повторялись, а к ней перечни, что нужно для каждого из них. Но и это оказалось не совсем удачным решением: инспектор, допустим, из пожарной службы мог, не найдя недостатков по своей части, заодно поизучать документы для санэпидемстанции, пытаясь хотя бы за обнаруженные в них нарушения зацепиться.

Получается, что мы сами показывали проверяющим лишние документы. Неудачным было признано и решение держать в аптеках только папки для органов, которые осуществляют проверки регулярно: их около 12. При появлении «нерегулярного» проверяющего наши антикризисные меры не срабатывали и нервозность персонала добавляла ошибок.

Решили формировать папки в электронном виде. Теперь в компьютере, находящемся в каждой аптеке, есть все документы для проверок, разбитые на электронные папки и заверенные электронной подписью. Пришедшему проверяющему директор аптеки может продемонстрировать документы из предназначенной ему папки на экране или предоставить их же по официальному запросу в установленных законом срок.

Не соглашайтесь с актом

Объем и состав изымаемых в ходе проверок документов определяются приказом ФНС России от 31.05.2007г. №ММ-3-06/338@, процедура изъятия – ст.183 УПК РФ и Инструкцией Минфина России от 26.07.1991г. №16/176.

Выемка документов и изъятие товаров проводятся в присутствии двух свидетелей (ими не могут быть должностные лица юрлица, его учредители, а также представители контролирующего органа). Если выемка происходит одновременно в нескольких помещениях, то в каждом из них должны присутствовать по двое понятых. Изъятые документы должны быть перечислены и описаны в протоколе выемки или прилагаемых описях, пронумерованы, прошиты и скреплены печатью юрлица. Если невозможно изготовить копии одновременно с изъятием оригиналов, контролирующая организация обязана сделать их за свой счет и в течение пяти дней представить руководителю предприятия.

В случае нарушений со стороны проверяющих руководитель предприятия имеет право обратиться в вышестоящий орган контролирующего, УСБ, прокуратуру, суд.

В ходе устного опроса сотрудниками ОВД важные сведения могут быть закреплены письменными объяснениями. Допрос может проводиться только после возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве свидетеля или обвиняемого.

При выявлении административного правонарушения согласно ст.28.5 КоАП РФ немедленно составляется протокол в присутствии руководителя или его законного представителя, которому должны быть разъяснены его права и вручена копия протокола. Если во время проверки руководитель отсутствует, то протокол может быть составлен в течение двух суток с последующим вызовом руководителя в контролирующий орган. Возможность ознакомления руководителя с протоколом закреплена ст.28.2 КоАП РФ.

Руководитель имеет право отказаться от дачи объяснений без мотивации причин и от участия в составлении протокола опроса. По возможности не отказывайтесь от подписания документов. При этом можете сопровождать свою подпись словами: «С актом (протоколом) не согласен». Не стоит конкретизировать свое несогласие, поскольку впоследствии его можно скорректировать.

В ходе мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не имеют права:

1) проверять выполнение требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля, от имени которого действуют должностные лица;

2) осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятия по контролю должностных лиц или ответственных работников;

3) требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки;

4) отбирать образцы (пробы) продукции для проведения исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта и в количестве, превышающем необходимое;

5) распространять информацию, составляющую охраняемую законом коммерческую тайну предприятия;

6) превышать установленные законом сроки проведения проверок;

7) выдавать юридическим лицам (представителям) предписания о проведении за их счет мероприятий по контролю.

К ВАМ ПРИШЛИ С ПРОВЕРКОЙ. КАК ДЕЙСТВОВАТЬ?

1. Убедитесь в достоверности распоряжения (приказа) и служебных удостоверений сотрудников.

2. Справьтесь о полномочиях проверяющего по телефону контролирующего органа.

3. Помните, что все проверки должны осуществляться в светлое время суток, во время рабочего дня.

4. Убедитесь, что дата начала мероприятия совпадает с фактической датой прибытия.

5. Контакт с представителем контролирующего органа целесообразно вести при включенном диктофоне (о включении его должны предупредить собеседника, а запись проводить с его согласия).

6. Не пытайтесь сразу отвечать на все поставленные вопросы.

7. Уверенно напоминайте проверяющему тезис о равенстве граждан перед законом.

8. Уместно также напомнить, что компания исправно платит налоги и часть из этих средств идет на обеспечение зарплаты сотрудников контролирующих органов.

9. В случае предъявления претензий в вежливой форме попросите изложить их суть, а также на основании какого законодательного акта они предъявляются.

10. Не допускайте неформального общения с проверяющими (совместного чаепития и т.п.).

11. В ходе работы интересуйтесь результатами.


Комментарии

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Читайте также

 
Управление предприятием
21 марта, 2008 | Сергей АНЦИФЕРОВ
Управление предприятием | Организация проверок объектов (постов) охраны Организация проверок объектов (постов) охраны (50475)
В процессе организации несения службы охранниками ЧОПов на объектах следует предусмотреть проведение контрольных мероприятий (проверок) со стороны руководства охранных предприятий. Директор охранного предприятия должен организовать систему контроля н ...
 
 
Методические указания
19 апреля, 2011
Методические указания | Организация и проведение плановой проверки (продолжение) Организация и проведение плановой проверки (продолжение) (34368)
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий орган внутренних дел в пределах своей компетенции проводит плановую и внеплановую проверки. Указанные проверки проводятся на основании распор ...
 
 
Методические указания
19 августа, 2013 | Сергей КАШУРНИКОВ
Методические указания | Информированность как средство от виктимности Информированность как средство от виктимности (5590)
Чем более полно во время визита надзорных органов сотрудники знают свои права и обязанности, а также права и обязанности проверяющих, тем меньшую угрозу для компании представляет проверка.
 

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 



Накануне Дня подразделений специального назначения представитель «Красной звезды» побывал в отде ...

Кто из нас не восхищался невероятными подвигами, совершёнными спецназовцами, не засматривался остр ...
12 октября в Совете Федерации состоялось заседание президиума Координационного Совета Негосударствен ...
12 октября в Совете Федерации состоялось заседание президиума Координационного Совета Негосударствен ...
12 октября в Совете Федерации состоялось заседание президиума Координационного Совета Негосударствен ...
12 октября в Совете Федерации состоялось заседание президиума Координационного Совета Негосударствен ...
12 октября в Совете Федерации состоялось заседание президиума Координационного Совета Негосударствен ...
Посетительница выстрелила в лицо заместителя главврача смоленского психдиспансера из газового пистол ...
10 октября на площадке Московской торгово-промышленной палаты состоялось заседание Гильдии НСБ в рам ...
ФКЦ РОС активно включился в реализацию стратегии развития НСБ
12 октября на площадке ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100