НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

18 марта, 2014 | Владимир ЧЕРНЯЕВ

Планирование и организация обучения персонала (17632)
Обучение сотрудниковнавыкиустановки

Обучение – это упорядоченный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, направленный на развитие способностей до уровня специфических умений, знаний или ycтановок. Под способностями подразумевается физический, умственный или психологический потенциал. Мы знаем, что основная роль менеджера заключается в достижении результатов посредством организации действий других людей. Однако получить хорошие результаты можно только в том случае, если люди, которыми вы управляете, обладают знаниями, умениями и соответствующим настроем, необходимыми для того, чтобы их усилия были эффективными.

Рынок охранных услуг в настоящее время требует более высокого уровня профессиональной подготовки сотрудников охранных организаций и подразделений охраны юридических лиц. Чтобы успешно работать, сегодня уже недостаточно только знания инструкции. От частных охранников и их руководителей требуются глубокое знание законодательной, нормативно-правовой базы, специальные навыки и умение пользоваться имеющимися техническими и специальными средствами. Одним словом, сегодня востребован профессионал.

На наш взгляд, понятие «профессионализм частного охранника» включает в себя:

– соответствующий объем знаний и интеллектуальный уровень;

– ответственное отношение к выполнению своих обязанностей;

– высокую степень организованности, дисциплинированности;

– самостоятельность в принятии решений и ответственность за них, инициативу;

– эмоционально-психологическую устойчивость в стрессовых ситуациях;

– соответствие морально-этическим нормам, кодексу этики;

– длительность и непрерывность обучения и самосовершенствования.

Перечень профессиональных знаний и умений, которыми должен обладать современный частный охранник, довольно обширен. Отдельные требования конкретизированы в зависимости от выполняемой трудовой функции, но практически всегда охранник должен иметь и соответствующую психологическую подготовку, без которой невозможно добросовестное и успешное выполнение должностных обязанностей.

Как видим, всесторонняя подготовка частных охранников к выполнению своего профессионального долга предполагает длительный период времени и требует от него настойчивости и усердия, стремления постоянно совершенствовать свое мастерство. А со стороны руководителей охранных предприятий и подразделений охраны не в меньшей степени требуются настойчивость и последовательность в организации процесса обучения частного охранника.

Руководители всех рангов (в том числе и руководители охранных предприятий), имеющие в подчинении личный состав, рано или поздно сталкиваются с проблемой адекватности действий своих подчиненных в различных ситуациях и прежде всего конфликтных. Возможно, вследствие напряженной повседневной деятельности, дефицита времени, которое может быть потрачено на обучение практическим навыкам в различных рабочих ситуациях, или из-за снижения ответственности за порученное дело (что мы наблюдаем постоянно) действия сотрудников охраны часто бывают далеки от идеальных. Не лучшую помощь в этом оказало обязательное наличие удостоверения частного охранника при приеме на работу сотрудника в ЧОО. Если раньше руководители охранных организаций имели возможность принять на работу сотрудника без удостоверения, поставить его в паре с более опытным сотрудником и направить на обучение, то сейчас мы обязаны принимать сотрудников только с удостоверением частного охранника, которое он оформляет по месту жительства. Как в данной ситуации поступит человек, желающий получить удостоверение частного охранника? Конечно, он постарается ускорить процесс «обучения», чтобы прийти в ЧОО и начать отрабатывать деньги, потраченные на НОУ.

Вот и возникает проблема с качеством первоначального обучения частного охранника. Новый охранник должен в течение короткого времени (желательно за несколько часов) стать в строй и обеспечить выполнение поставленных задач на посту охраны.

При проведении такого оперативного «натаскивания» должны быть поставлены и выполнены три основные задачи:

1. Объяснить охраннику, что он должен знать и уметь.

2. Довести до охранника, что и как он должен делать.

3. Внушить охраннику, что ему делать запрещено.

Кроме этого, охранник должен ясно осознавать последствия своих действий или бездействия при несении службы.

Что значит «объяснить охраннику, что он должен знать»? Конечно, в каждом конкретном случае есть свои особенности. Но основные положения примерно таковы:

– когда, где он будет работать;

– наличие формы одежды, экипировка, снаряжения;

– специфика объекта охраны;

– особенности пропускного, внутриобъектового режимов (например, кого знать в лицо, номера автомобилей руководителей и т.п.);

– порядок действий при различных ситуациях, в том числе и нештатных.

Конечно, все это, как правило, отражено в служебной инструкции на посту охраны. Поэтому необходимо, чтобы охранник при ознакомлении с требованиями инструкции расписался в книге по инструктажу, а в дальнейшем заучил эти требования и неукоснительно их выполнял. Дальнейшее обучение сотрудника охраны состоит в том, чтобы наряду с конкретными знаниями охранник умел совершать конкретные действия по выполнению задач охраны. Для облегчения этой задачи можно отработать в организации схемы конкретных действий сотрудников охраны в различных ситуациях, и отрабатывать их в процессе тренировок. Конечно, этот материал можно и нужно дорабатывать, учитывая специфику работы, требования заказчика и т.п.

И последнее. Охранник при «натаскивании» должен четко уяснить, что ему категорически запрещено делать, что он ни при каких условиях не должен совершать. Каким это способом сделать (делая упор на чувстве ответственности, боязни наказания или заинтересовывая дополнительной оплатой) – решать руководителям ЧОО. Все варианты хороши, если они соответствуют стоящим задачам, условиям труда, профессионализму сотрудников охраны, умению руководителей общаться с коллективом.

Необходимость обучения и определение потребности в обучении

Многие крупные охранные организации не сомневаются в важности обучения, затрачивая более 3% своих не таких уж малых доходов на профессиональное обучение. Немало более мелких компаний в такой же степени осознают важность обучения. Что заставляет их придерживаться такой точки зрения? Оказывается, существует связь между успешным развитием предприятия и хорошо поставленным обучением его работников. Два фактора, по-видимому, лежат в основе решения организации затрачивать большие средства на обучение. Первый – понимание того факта, что обучение оказывает значительное влияние на качество охранных услуг (что притягивает и сохраняет заказчиков), второй – осознание ускоренных темпов изменения конкурентных условий деятельности охранной организации, включая развитие техники и технологий.

В современных организациях профессиональное обучение представляет собой непрерывный процесс. Для организации процесса обучения специалисты используют так называемую модель циклического профессионального обучения персонала.

Определение потребностей в обучении составляет основу модели систематического обучения персонала. По существу, речь идет о выявлении несоответствия между профессиональными знаниями и навыками, которыми должен обладать охранник для реализации трудовых функций (в настоящий период и в будущем), и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности. Определение потребностей в профессиональном обучении может предприниматься на различных уровнях. Потребности организации в целом должны быть проанализированы специалистом по персоналу или отделом обучения в соответствии с общими производственными целями и политикой организации в планировании рабочей силы.

При этом определяется необходимость обучения конкретных групп работников по всем подразделениям после консультаций с линейными руководителями.

Потребности в обучении охранников подразделения лучше всего могут быть определены руководителем охраны объекта (линейным руководителем). Такая работа требует предварительной подготовки, определенных затрат времени, чтобы проанализировать текущую ситуацию и спланировать развитие на ближайшую перспективу (как правило на год).

Потребности в обучении отдельного сотрудника, возможно, установить совместными усилиями специалиста по персоналу, линейного руководителя и самого сотрудника. Каждая из сторон представляет свое видение этого вопроса, определяемое ее положением в организации и ролью в процессе обучения.

На данном уровне происходит детальный анализ потенциала данного сотрудника и потребностей в его обучении. Основное требование здесь – определить все функции и действия, которые осуществляют сотрудники в процессе выполнения конкретной работы.

Рассмотрим факторы, определяющие потребности отдельного охранника в обучении.

На основании анализа выявленных потребностей необходимо сформулировать специфические цели каждой программы обучения. Причем эти цели должны быть:

- конкретными;

- ориентирующими на получение практических навыков;

- поддающимися оценке.

Выполнение перечисленных условий позволит оценить эффективность обучения сотрудников.

При определении целей следует помнить о принципиальном различии между профессиональным обучением и образованием: первое служит развитию навыков и умений, необходимых данной охранной организации, второе направлено на общее развитие обучающегося в определенной сфере знаний.

Учебные планы и программы обучения, учитывающие потребности отдель­ных работников или группы сотрудников, обычно составляются квалифицированными специалистами по обучению.

При подготовке учебного плана необходимо знать о требованиях, которые предъявляет данная работа к выполняющему ее лицу. Кроме того, на данном этапе важными являются отчеты или другая информация о выполнении работы, а также данные квалификационных собеседований, где наиболее полно анализируются потребности сотрудника в обучении. Не стоит забывать и об итогах сдачи охранников периодических проверок и плановых зачетов в организации.

Разработка программы предполагает определение ее содержания и выбор методов профессионального обучения. Обучение необходимо исполнителю и в том случае, когда меняется содержание его работы. Такие изменения могут происходить по многим причинам.

Изменения могут быть вызваны внедрением новых систем или процедур на охраняемом объекте. В этом случае, чтобы новая система действовала эффективно, необходимо провести обучение сотрудников. Очевидной причиной, которая меняет содержание работы многих людей, является внедрение новой технологии, в том числе связанной с компьютеризацией. В последнем случае обучение совершенно необходимо, начиная с охранника, который должен стать оператором систем обработки данных, и кончая старшим охраны объекта, так как он должен научиться эффективно, использовать огромный объем информации, который могут предоставлять ему автоматизированные системы охраны.

Изменения навыков, необходимых сотруднику для выполнения работы, могут быть связаны с расширением сферы его деятельности по мере роста его квалификации, а также с его перемещением или продвижением на новую должность. Иногда потребность в обучении может быть вызвана изменением приоритетов деятельности, произошедшим в охранной организации. Например, после того как руководители охранной организации осознали, какое важное значение имеет качество охранных услуг, которые оказывают крупным клиентам (банкам, торговым сетям), в ЧОО начали осуществлять программу обучения охранников необходимым навыкам и правильному отношению к клиентам.

Важно в ходе грамотной организации обучения устранить разрывы между существующими в данный момент навыками, навыками, необходимыми для выполнения данной работы в настоящий момент, навыками, необходимыми для выполнения данной работы в ближайшем будущем и навыками, которые потребуются в будущем для выполнения новой работы.

Именно эти разрывы можно заполнить в результате обучения.

Вместе с тем слишком часто введение новых систем, постановка иных задач перед коллективом или повышение ответственности отдельного исполнителя происходят без обучения, что не дает возможности работникам действительно успешно справиться со своей новой ролью. В связи с этим потери организации, связанные, например, с выполнением работы ниже необходимого уровня качества, с утратами товароматериальных ценностей, грубостью и превышением полномочий, могут быть очень значительными (до потери заказчика охранных услуг).

Однако там, где обучение не проводится систематически, его внезапное введение или приглашение внешних консультантов по обучению может иногда вызвать непонимание этих действий персоналом организации и сопротивление со стороны части сотрудников. Здесь важно рекламировать обучение, всячески усиливая понимание сотрудниками того, что обучение имеет такое же значение для личности и организации в целом, как вложение капитала.

Наиболее детальный анализ потребности в обучении происходит на уровне самой работы. Основное требование здесь – определить все самые различные функции и действия, которые осуществляют сотрудники в процессе реального выполнения конкретной работы. Должностные инструкции, подготовленные для подбора кадров, могут, однако, оказаться неподходящими для организации обучения. Как правило, должностная инструкция для организации обучения должна быть более детальной, действия исполнителя должны быть представлены перечнем задач. Эти задачи часто оцениваются по признакам частоты и важности.

Специалисты по обучению в процессе подготовки должностных инструкций для организации идут в направлении выделения и описания знаний, навыков и установок, необходимых для выполнения каждого из составляющих задачу действий на уровне, удовлетворяющем соответствующим стандартам.

Знания – то, что работнику необходимо знать, для того чтобы выполнить задачу (например, знание процедурных вопросов).

Навыки – то, что работник должен уметь, для того чтобы выполнить задачу (например, навыки выполнения осмотра ручной клади и транспортных средств, навыки установления взаимоотношений с членами трудового коллектива объекта охраны).

Установки – указания, которые требуются для соответствующего выполнения некоторых задач (например, внимательность к мельчайшим деталям, которая требуется от оператора системы видеонаблюдения, или высокая степень готовности к риску у телохранителя).

Конечно, потребность в обучении не является единственной причиной устранения всех неудач или критических случаев. Причинами могут быть также плохая организационная структура, несвоевременность прибытия групп быстрого реагирования, межличностные отношения начальника охраны объекта и заказчика, трудовой конфликт, объявление о сокращении работников на охраняемом объекте и много других. Как руководитель, вы должны определить причины и выделить потребности, связанные с обучением, из ряда проблем, с которыми можно лучше справиться другими методами, а не посредством обучения (например, изменениями в политике подбора кадров, реорганизацией работ или пересмотром системы оплаты), хотя осуществление альтернативных решений может повлечь за собой необходимость обучения.


Комментарии

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Читайте также

 
Право и безопасность
18 февраля, 2013 | Тимур КАРМАЗИН
Право и безопасность | Обучение руководителей предприятий сферы безопасности: современные требования и тенденции Обучение руководителей предприятий сферы безопасности: современные требования и тенденции (22985)

Что сегодня есть на рынке профессиональной подготовки сотрудников сферы безопасности. Первое, это, конечно, подготовка самих охранников. Ниша своеобразная, конкурентная, пролоббированная, значительно контролируемая государственными структурами. ...

 
 
Управление предприятием
09 октября, 2008 | Владимир ЧЕРНЯЕВ
Управление предприятием | Обучать или «натаскивать»? Обучать или «натаскивать»? (10924)

Рынок охранных услуг в настоящее время требует более высокого уровня профессиональной подготовки сотрудников охранных предприятий и служб безопасности юридических лиц. Чтобы успешно работать, сегодня уже недостаточно только знания инструкции. О ...

 
 
Специальная подготовка
19 ноября, 2008 | Василий АРГЕТКИН
Специальная подготовка | Где взять квалифицированных сотрудников? Где взять квалифицированных сотрудников? (22657)
Если вы руководитель ЧОПа, то наверняка нередко говорили: «Все нормальные сотрудники на рынке труда разобраны, остались только те, которые никому не нужны». Один мой товарищ в эти минуты уныния предпочитает другое высказывание: «Если бы все работники ...
 

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 



Накануне Дня подразделений специального назначения представитель «Красной звезды» побывал в отде ...

Кто из нас не восхищался невероятными подвигами, совершёнными спецназовцами, не засматривался остр ...
12 октября в Совете Федерации состоялось заседание президиума Координационного Совета Негосударствен ...
12 октября в Совете Федерации состоялось заседание президиума Координационного Совета Негосударствен ...
12 октября в Совете Федерации состоялось заседание президиума Координационного Совета Негосударствен ...
12 октября в Совете Федерации состоялось заседание президиума Координационного Совета Негосударствен ...
12 октября в Совете Федерации состоялось заседание президиума Координационного Совета Негосударствен ...
Посетительница выстрелила в лицо заместителя главврача смоленского психдиспансера из газового пистол ...
10 октября на площадке Московской торгово-промышленной палаты состоялось заседание Гильдии НСБ в рам ...
ФКЦ РОС активно включился в реализацию стратегии развития НСБ
12 октября на площадке ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100