НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

25 февраля, 2013 | Ильдус ЯНЫШЕВ

Государственно-частное партнерство в сфере безопасности в современной России (27080)
НСБгосударственно-частное партнерствоИ.Янышев

Современный бизнес немыслим без системы тесных взаимосвязей с государством. Такое взаимодействие происходит в различных сферах: правового регулирования, лицензирования, налогообложения. При этом современные компании все в большей степени вынуждены учитывать специфику государственной политики в области развития инфраструктуры, одобрения сделок, антимонопольного регулирования. В свою очередь государство все активнее задействует представителей бизнеса для решения общенациональных и локальных задач и проектов, например в рамках государственно-частного партнерства.

Сегодня в России каждый может вложить свой смысл в понятие «государственно-частное партнерство», или сокращенно ГЧП.

Законодательного закрепления этого политико-правового явления, к сожалению, пока не существует.

Общепринятое понятие «государственно-частное партнерство» звучит как совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

В числе базовых признаков государственно-частных партнерств можно назвать следующие:

· сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

· взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

· взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

· ГЧП имеет четко выраженную публичную, общественную направленность;

· в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

· финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определенных пропорциях.

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов. Основная область применения ГЧП в мире – постройка автомагистралей. Среди оставшихся самую большую долю занимают проекты в ЖКХ. В России уже с 1990-х годов действуют проекты в сфере водоснабжения и очистки сточных вод, здравоохранения, связи и IT.

К сожалению, о ГЧП в сфере безопасности говорится крайне мало, хотя это направление может и должно активнее развиваться. Возможно, это связано с политикой государства, которое стремилось всегда полностью охватить все стороны этого, безусловно, важного направления, или же с неуверенностью охранного бизнес- сообщества в перспективе ГЧП именно в этой сфере.

Исторически так сложилось, что к вопросам безопасности в нашей стране «простых смертных» никогда не допускали, и по инерции такой подход имеет место быть и сейчас, и практически везде подменяется практикой привлечения частных охранных организаций к обеспечению общественного порядка на различного рода мероприятиях, так сказать, на добровольно-принудительной основе, без всякой оплаты проведенных работ. В сегодняшней практике участия ЧОО в вопросах охраны общественного порядка и организации взаимодействия с органами полиции, как говорили И.Ильф и Е.Петров, нет главной составляющей ГЧП – «согласия как продукта обоюдного непротивления сторон».

Основной причиной, сдерживающей развитие государственно-частного партнерства в сфере обеспечения безопасности граждан, является отсутствие в России опыта в осуществлении эффективного взаимодействия между государством и бизнесом именно в данной сфере. Тут вполне уместно привести примеры зарубежного опыта ГЧП – проектов в сфере безопасности.

В последнее время некоторыми депутатами Государственной Думы Российской Федерации и экспертами охранной индустрии принимаются попытки обратить внимание общества и на такое, пока еще экзотическое направление ГЧП, как частные военные компании (ЧВК).

При этом развитию всех возможностей государственно-частного партнерства в странах Европейского сообщества способствует наличие сильных и авторитетных общественных организаций негосударственной индустрии безопасности. Так, Eвропейская конфедерация служб безопасности (CoESS) координирует деятельность 29 национальных ассоциаций безопасности с охватом 50 000 частных охранных предприятий, в которых работают более 2 миллионов сотрудников. Одна из главных задач CoESS – тесная интеграция охранного сообщества Европы с Европарламентом и другими государственными структурами Евросоюза путем унификации национальных отраслевых правовых систем, реализации технологий межсекторного взаимодействия и содействия в реализации крупных межгосударственных проектов в сфере безопасности.

Естественно, нельзя полностью копировать опыт ГЧП зарубежных стран, но почему бы не взять за основу некоторые интересные идеи, адаптировать их к нашим российским реалиям и попробовать внедрить такие механизмы у нас в стране?

Можно ли считать:

- договоры о сотрудничестве ЧОО с ОВД и муниципальными образованиями,

- рабочие группы при губернаторах,

- координационные советы при УВД,

- экспертные группы при законодательных органах и т.д.

формами реализации государственно-частного партнерства в сфере безопасности?

Скорее всего, это ростки, «первые ласточки» намечающейся интеграции бизнеса и государства в вопросах общественного порядка и безопасности.

Хотя уже в ряде регионов России наметились более близкие к ГЧП формы сотрудничества частных охранных организаций с местными властями.

Особую актуальность возможности ГЧП в сфере безопасности приобретают в преддверии проведения в Казани Всемирной студенческой универсиады-2013 и зимних Олимпийских игр-2014 в Сочи.

Уже сейчас Правительство Татарстана и оргкомитет Универсиады-2013 заключили соглашение о привлечении к безопасности игр более чем 2700 частных охранников на основе специальной программы подготовки сотрудников, их экипировки и организации системы взаимодействия с другими привлекаемыми силами МВД, МЧС, ФСО и ФСБ.

Сегодня развитие ГЧП в области безопасности сдерживает ряд факторов:

- отсутствие необходимого опыта реализации подобного рода проектов в современной России;

- несовершенство законодательной базы, и в первую очередь отсутствие закрепленных на законодательном уровне полномочий органов государственной власти устанавливать с бизнес-структурами союз, альянс для достижения цели в сфере обеспечения безопасности;

- отсутствие конструктивного диалога между частным охранным сообществом и муниципальными властями;

- целостной, согласованной всеми участниками рынка стратегии дальнейшего развития негосударственного сектора безопасности.

Считаем, что для того, чтобы приступить к скорейшему внедрению механизмов ГЧП в сфере безопасности, необходимо:

- изучить, обобщить положительный опыт зарубежных стран в реализации проектов в области обеспечения безопасности;

- принимать во внимание законодательные инициативы бизнес-сообщества, работающего в области безопасности;

- предоставлять налоговые, таможенные и административные преференции, льготный режим землепользования, а также гарантии от возможных неблагоприятных изменений в законодательстве РФ о налогах и сборах частным компаниям, задействованным в реализации проектов ГЧП в сфере безопасности и т.д.

Ни для кого не секрет, что органы охраны правопорядка ограничены в своих материальных и людских ресурсах и не могут должным образом обеспечить патрулирование улиц, своевременный выезд на место происшествия, конвоирование заключенных и многое другое. В данном случае органы исполнительной власти отдельно взятого муниципального образования могут заключить соглашение с полицией и частной охранной фирмой о сотрудничестве в данной области. Делать это можно на возмездной основе, то есть оплату труда частных охранников на улицах должен взять на себя город. Как результат – количество уличных преступлений в этих местах существенно сократится. Пользу от такого взаимодействия - спокойные парки, скверы и улицы - оценят сами горожане.

Безусловно, положение дел в сфере обеспечения безопасности граждан требует внедрения принципиально новых форм взаимодействия. Например, работа охранных предприятий и дежурной части полиции на единой радиочастоте, охрана внутридомовых территорий по договорам с товариществами собственников жилья и управляющими компаниями и т.д. Необходимо предоставить бизнесу и органам государственной власти возможность совместными усилиями внедрять и реализовывать ГЧП-проекты, приводящие к созданию и дальнейшей эксплуатации имущества (зданий, помещений, объектов инфраструктуры и пр.) совместно с государством.

Опираясь на международный опыт, потребности современного российского общества и возможности частных охранных организаций, уже сейчас можно выделить следующие перспективные направления ГЧП в сфере общественной безопасности.

При этом традиционно возникает вопрос: как сделать обществу такое предложение, от которого оно не сможет отказаться?

Традиционно эта сфера отношений в бизнесе принадлежит такому направлению менеджмента, как «управление по взаимодействию с государственными органами и публичным отношениям» - Government Relations (GR) и Public Affairs (PA) (не путать с PR - Public Relations).

Применительно к негосударственной индустрии безопасности это довольно еще новое направление менеджмента, хотя всем комплексом взаимоотношений с государственными и правоохранительными органами традиционно занимались основатели и первые лица охранных предприятий России.

Но уровень и масштабы сотрудничества, которые предполагает государственно-частное партнерство в сфере безопасности, уже позволяют выделить GR в самостоятельную функцию для крупных игроков охранного бизнеса, заинтересованных в выходе на новые рынки и применении новых технологий предоставления услуг безопасности. Понимание GR как осуществление связей с госорганами в традиционном для России понимании через установление неформальных связей с чиновниками, в т.ч. с использованием технологии лоббиста («свадебного генерала»), способного «лично разрулить» любую ситуацию с занесением «конвертов», уже перестает соответствовать велениям времени и масштабу планируемых задач. Взамен этого появляется институциональный (или системно-стратегический) GR, который становится эффективным инструментом для окрепших российских компаний, в т.ч. и индустрии безопасности.

Я далек от мысли, что публикация данного доклада раскрывает все вопросы государственно-частного партнерства в сфере безопасности она всего лишь открывает двери для обсуждения нашим профессиональным сообществом технологий взаимодействия с государственными органами на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) и по различным направлениям взаимовыгодного сотрудничества.

Ильдус ЯНЫШЕВ, директор по координации деятельности с государственными органами и профессиональными организациями компании «Дельта», депутат Казанской городской Думы, yanyshev@delta.ru


Комментарии

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Читайте также

 
Обзоры
21 января, 2013 | Елена ЧЕРНОБРОВКИНА
Обзоры | Ильдус Янышев: «Никуда я не ухожу, просто наша компания получит федеральный формат» Ильдус Янышев: «Никуда я не ухожу, просто наша компания получит федеральный формат» (21677)
Кто, какие кадры работают сегодня в охранном бизнесе Татарстана? Как изменятся расценки после прихода в этот бизнес РТ федералов? Как расширится перечень предоставляемых услуг? Почему ЧОПовцы уверены, что вневедомственной охране осталось жить недолго ...
 
 
Обзоры
11 сентября, 2012 | Елена ЧЕРНОБРОВКИНА
Обзоры | Ильдус Янышев выдал тайну: в России миллион мужиков служат в частной охране Ильдус Янышев выдал тайну: в России миллион мужиков служат в частной охране (16718)
Охранное законодательство в значительной мере однобоко, так как в основном сориентировано на совершенствования государственного контроля в этой сфере деятельности и не уделяет должного внимания созданию благоприятных условий для развития рынка охранн ...
 
 
Безопасность бизнеса
19 февраля, 2013 | Наталья ФЕДОРОВА
Безопасность бизнеса |  «Универсиада серьезно изменит расстановку сил на рынке охранных услуг» «Универсиада серьезно изменит расстановку сил на рынке охранных услуг» (20203)
К решению вопросов безопасности во время подготовки и проведения в Казани Универсиады 2013 будут привлечены ведущие частные охранные компании, как татарстанские, так и федеральные. О возможном переделе местного рынка охранных услуг и основных фактора ...
 

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Продолжается работа НСОПБ по формированию федерального Комитета по оценке компетентности организаций ...
Роскомнадзор продолжает мониторить просторы рунета и блокировать ресурсы, которые нарушают действующ ...
В Большом кинозале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялся Форум ...
22 ноября в пресс-центре медиа-холдинга РБК прошла организованная Гильдией негосударственных структу ...
21 ноября 2018 в Москве дан старт инвестиционной неделе ОАЭ. Инвестиционной Форум Абу-Даби – Москва ...
Решения по вопросам ценообразования и конкуренции на рынке охранных услуг предложат эксперты в ОП РФ ...
22 ноября состоялась конференция «Умный город – безопасный город», организованная МТПП совместно с Р ...
Дни Арктики в Москве
Арктический Форум “Дни Арктики в Москве” – мероприятие с традициями, проводитс ...
Мнение эксперта
Владимир Платонов МТПП
"За последние годы в Москве произошли качественные сдвиги ...
15 ноября 2018 года в рамках IV Форума Комплексной Безопасности «Безопасность. Крым-2018» в ГК "Ялта ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100